Александр Матросов.
Воспитанник детского дома Саша Матросов ушел на войну в 18 лет. Сразу после пехотного училища его отправили на фронт. Февраль 1943 года выдался «жарким». Батальон Александра пошел в атаку, и в какой-то момент мальчик вместе с несколькими товарищами был окружен. Наши прорваться не удалось: пулеметы противника вели слишком плотный огонь. Вскоре Матросов остался в живых один. Его товарищи были убиты пулями. У молодого человека было всего несколько секунд, чтобы принять решение. К сожалению, это оказалось последним в его жизни. Желая принести хоть какую-то пользу своему батальону, Александр Матросов бросился к софиту, прикрыв его своим телом. Огонь прекратился. Атака Красной Армии окончательно увенчалась успехом: гитлеровцы отступили. И Саша попал в рай красивым молодым 19-летним парнем…
Маресьев Алексей Петрович
07.05.1916 — 18.01.2001
Военный летчик, Герой Советского Союза.
Этот человек стал символом мужества и непоколебимой воли для многих поколений. И даже сейчас, после всевозможных манипуляций с нашей историей, трудно найти в России человека, не знакомого с этим именем.
Алексей Маресьев родился в 1916 году в хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Окончив восемь школьных классов и заводское училище, Алексей начал работать токарем.
Однако ему снилось совсем другое: ему снилось небо. Несколько раз Алексей безуспешно подавал документы в летное училище, получая отказ за отказом. Причина — перенесенная в детстве тяжелая болезнь: малярия оставила после себя ревматизм. Но желание летать было сильнее всякой болезни, и он поступил на заочный факультет Московского авиационного института, учился в аэроклубе. Пригодилось, когда в 1937 году его призвали в погранвойск — отправили в отряд авиации. Там он обслуживал самолет, состоящий на вооружении отряда. В 1939 году получил отсрочку в военном училище летчиков, по окончании которого получил звание младшего лейтенанта.
В начале Второй мировой войны Алексей Маресьев был отправлен на Юго-Западный фронт, где совершил свой первый боевой вылет (23 августа 1941 г.). Первую победу в воздушном бою летчик одержал 1 апреля 1942 года, сбив вражеский бомбардировщик. А 5 апреля случилось несчастье: самолет Маресьева, прикрывавший его бомбардировщики, был сбит. Пилоту удалось долететь до своей территории, но при попытке совершить вынужденную посадку самолет рухнул на землю с высоты в несколько десятков метров.
Изуродованный летчик полз на восток через болота и леса в течение восьми дней, ведомый солнцем, пока местные жители не наткнулись на него. Самостоятельно оказать помощь умирающему Маресьеву не смогли, и летчика эвакуировали в Москву.
Московские хирурги сотворили чудо: Маресьев выжил, но во время тяжелой операции ему пришлось ампутировать ногу — заражение крови и, как следствие, гангрена не оставила другого выхода.
Но Алексей Маресьев был не из тех, кто сдавался… даже если бы он потерял ногу. После госпитализации в специализированную больницу для пациентов с ампутированными конечностями ему поставили протезы. Зубные протезы были тяжелыми и неудобными. Упорно стиснув зубы и преодолевая колющую, колющую боль, охватывающую каждое движение, Маресьев снова начал учиться ходить. Но этого было недостаточно — он хотел совершить невероятное — начать летать с протезами. И началась долгая изнурительная тренировка.
И случилось невероятное: в начале 1943 года он прошел медицинское обследование, был отправлен в летное училище, а в итоге был отправлен на фронт. Поначалу командир истребительного авиационного полка не верил в возможность безногого летчика в воздушных боях. Но не для этого Маресьев прошел все испытания, чтобы наблюдать с земли, как его товарищи по оружию сражаются с противником в небе. Он упорно шел к своей цели и добился ее: его допустили к боевым вылетам. В июле 1943 года он одержал свою первую воздушную победу, вернувшись в воздух: он уничтожил нацистский пикировщик.
Всего за время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов и уничтожил десять самолетов противника: три до ампутации ног и четыре после.
В марте 1945 года по требованию командования Маресьев был вынужден покинуть военную авиацию. Дело в том, что в то время его имя было широко известно в стране, и в случае его смерти противник мог использовать этот факт в пропагандистских целях.
Алексей Петрович прожил долгую и насыщенную жизнь. После войны занимал многочисленные ответственные должности, активно участвовал в общественной жизни. При этом всю жизнь активно занимался различными видами спорта, поддерживая отличную физическую форму. Он умер 18 мая 2001 года в возрасте 85 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Марат Казей
Когда началась Великая Отечественная война, Марату Казею было всего двенадцать лет. Он жил в деревне Станково с сестрой и родителями. В 1941 г находился в оккупации. Мать Марата помогала партизанам, снабжая их собственным укрытием и кормила. Однажды немцы узнали и застрелили женщину. Оставшись одни, дети, не раздумывая, пошли в лес и присоединились к партизанам. Марат, окончивший до войны всего четыре урока, по мере сил помогал старшим товарищам. Его даже взяли на разведку; а также участвовал в подрыве немецких поездов. В 1943 году мальчик получил медаль «За отвагу» за героизм при прорыве окружения. Мальчик был ранен в том страшном бою. А в 1944 году Казей возвращался из разведки со взрослым партизаном. Немцы их заметили и начали по ним стрелять. Пожилой товарищ умер. Марат ответил на последнюю пулю. А когда у него осталась всего одна граната, подросток подпустил немцев ближе и подорвал себя вместе с ними. Ему было 15.
Алексей Маресьев
Имя этого человека известно всем жителям бывшего Советского Союза. Ведь речь идет о легендарном водителе. Алексей Маресьев родился в 1916 году и с детства мечтал о небе. Перенесенный ревматизм также не стал препятствием на пути к мечте. Несмотря на запреты врачей, Алексей попал в летное отделение — его забрали после нескольких неудачных попыток. В 1941 году упорный молодой человек ушел на фронт. Небеса были не тем, о чем он мечтал. Но нужно было защищать Родину, и Маресьев сделал все для этого. Однажды его самолет был сбит. Алексей, раненный в обе ноги, сумел посадить машину на оккупированной немцами территории и даже кое-как пробраться. Но время было упущено. Ноги были «съедены» гангреной, и их пришлось ампутировать. Куда может идти солдат без обеих конечностей? Ведь он полностью парализован… Но Алексей Маресьев не был одним из них. Он остался в строю и продолжил борьбу с противником. 86 раз крылатая машина с героем на борту успела взлететь в небо. Маресьев сбил 11 немецких самолетов. Пилоту посчастливилось пережить ту страшную войну и ощутить опьяняющий вкус победы. Умер в 2001 году. О нем — «Повесть о настоящем мужчине» Бориса Полевого. Именно подвиг Маресьева вдохновил автора на ее написание.
Гастелло Николай Францевич
23.04.1907 — 26.06.1941
Военный летчик. Герой Советского Союза, посмертно.
В нашей стране мало людей, которые не слышали этого имени. Подвиг, совершенный пилотом Гастелло, стал символом отваги и беспощадной ненависти к захватчикам, которых необходимо победить любой ценой .. даже ценой собственной жизни.
Николай Гастелло родился в 1907 году в семье рабочего. Собственно говоря, настоящая фамилия его отца — Гастилло. Однако после переезда из Беларуси в столицу он решил сменить фамилию на более благозвучную, как ему показалось, Гастелло.
После окончания училища Николай пошел работать на завод слесарем. После призыва в ряды спецназа в Красную Армию в 1932 году был направлен в авиационное училище.
После окончания школы служил пилотом тяжелого бомбардировщика. Перед началом Великой Отечественной войны успел принять участие в двух военных конфликтах: в боях на Халхин-Голе и в советско-финской войне.
Рано утром 26 июня 1941 года звено советских бомбардировщиков ДБ-3ф под командованием капитана Гастелло двинулось в сторону города Молодечно (Беларусь). После успешной бомбардировки вражеских целей самолет Гастелло повернул в сторону его аэропорта.
Однако повернуть назад было не суждено. Пуля из немецкого зенитного орудия попала в бензобак бомбардировщика. Через несколько секунд боевая машина была охвачена пламенем. Еще была возможность покинуть самолет и приземлиться с парашютом на территории противника, но командир принял другое решение: твердой рукой направил горящую машину в сторону колонны техники противника. Горящий бомбардировщик, как огненный метеорит, врезался в группу фашистских грузовиков и бензобаков, в бесчувственных фашистов, с ужасом смотрящих на смертоносное небо.
Так был проведен первый в Великой Отечественной войне воздушный таран. За совершенный подвиг летчику присвоено звание Героя Советского Союза.
Следует отметить, что это был далеко не последний случай воздушного тарана. В годы Великой Отечественной войны советские летчики произвели сотни таких ударов, как воздушных (с самолета на самолет), так и по наземным и морским целям.
Зинаида Портнова
Зина Портнова родилась в 1926 году и в подростковом возрасте столкнулась с войной. В то время уроженец Ленинграда был в гостях у родственников в Беларуси. Попав на оккупированную территорию, он не сидел в сторонке, а присоединился к партизанскому движению. Расклеивал листовки, связывался с метро… В 1943 году немцы похитили девушку и затащили в свое логово. Во время допроса Зине каким-то образом удалось достать со стола пистолет. Расстрелял похитителей: двух солдат и следователя. Это был героический поступок, сделавший отношение немцев к Зине еще более жестоким. Невозможно передать словами те мучения, которые испытала девушка во время страшных пыток. Но она молчала. Нацисты не отняли у нее ни слова. В результате немцы расстреляли своего пленного и ничего не получили от героини Зины Портновой.
Зайцев Василий Григорьевич
23.03.1915 — 15.12.1991
Туз снайперов в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза.
Родился в 1915 году в крестьянской семье Оренбургской губернии. Его отец, заядлый охотник, начал учить его стрельбе с раннего возраста: первое ружье ему подарили в двенадцатилетнем возрасте.
Окончил семь классов, строительный техникум и бухгалтерские курсы. Война застала его на должности начальника Финансового управления Тихоокеанского флота. С начала войны Зайцев отчаянно пытался уйти на фронт: получили пять рапортов с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец, в 1942 году его просьба была удовлетворена: его призвали в 284-ю стрелковую дивизию, в которой вместе с другими моряками отправили в Сталинград. Здесь его навыки стрельбы пригодились.
Он «снял» первых трех немцев с привычных «трех линий» с дистанции 800 метров. Его быстро заметили. Награжден Медалью Мужества и снайперской винтовкой. На тот момент на его счету было уже 32 фашиста.
Война не только убивает, но и сильно обостряет чувства и ускоряет реакцию. Снайпер Василий Зайцев был живым тому подтверждением. Необычайное хладнокровие и военная хитрость, подкрепленные отменной выносливостью, зрением и слухом, позволили ему стать настоящим снайпером.
Ему удалось выбрать лучшие позиции, так умело их маскируя, что противник даже не подозревал, что его ждет неумолимая смерть. Все это позволило ему уничтожить 225 немецких солдат и офицеров с 10 ноября 1942 по 17 декабря 1942 года. Одиннадцать из них были снайперами.
Особого внимания заслуживает история об уничтожении немецкого «суперснайпера» снайпером Зайцевым, отправленным с заданием обуздать советских «без поясов» стрелков. Перед штандартенфюрером СС и начальником снайперской школы тоже стояла особая задача — уничтожение самого Зайцева. Оптика его винтовки говорила о состоянии хозяина — с десятикратным увеличением, тогда как на немецких и даже советских стандартных снайперских винтовках увеличение прицела составляло всего 3,4 раза.
В ходе продолжающейся снайперской дуэли немцу удалось обнаружить местонахождение двух советских снайперов — учеников Зайцева. Одному он выстрелил в прицел, а другому ранил. При этом он раскрыл Зайцеву позицию своей позиции, которую советский стрелок не преминул использовать, «сняв» фашиста первым метким выстрелом.
К сожалению, Василию Григорьевичу долго не удавалось косить ряды оккупантов. В январе 1943 года во время боя он был тяжело ранен подрывом мины. В результате он ослеп. Только некоторые из наиболее сложных хирургических операций, выполненных профессором Филатовым, смогли восстановить зрение. Однако о снайперской службе пришлось забыть.
До конца войны Василий Григорьевич оставался в строю: возглавлял снайперскую школу, был командиром минометного взвода, а затем роты. Всего за время войны он убил 242 нациста.
Василий Григорьевич был не самым эффективным советским снайпером Великой Отечественной войны. Однако его усилия по модернизации теории снайперов и обучению новых снайперов внесли неоценимый вклад в разгром нацистских оккупантов.
В кратчайшие сроки ему удалось организовать обучение солдат в снайперском секторе, снабдив фронт опытными снайперами, беспощадно косив ряды врагов. Он разработал уникальную тактику снайперской войны, которая успешно применялась советскими солдатами в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, это успешно практикуется снайперами и в наше время.
Александр Матросов
02.05.1924 — 27.02.1927
Во второй половине февраля 1943 года отдельная 91-я Сибирская добровольческая бригада имени И. В. Сталина вела наступательные бои за населенные пункты в направлении города Локня (Псковская область). К 27 февраля второй батальон, входящий в состав бригады, подошел к поселку Чернушки, расположенному недалеко от Локни. Однако продвижение части было остановлено отчаянным сопротивлением фашистов, закрепившихся на окраине села: как только наши солдаты вышли из леса, они тут же попали под шквальный огонь из трех пулеметов. В непосредственной близости от села немцы установили три бункера. Для подавления огневых точек вперед выдвинулись штурмовые группы из двух человек.
Если первым двум бункерам штурмовых групп удалось сравнительно быстро уничтожить первые два бункера, то третья огневая точка упорно не поддавалась натиску Красной Армии, проливая свинцовый дождь на наступающие истребители — местонахождение бункера позволил ему обстрелять весь бассейн перед деревней.
Затем двое солдат подкрались к пулемету. Это красноармейцы Петр Огурцов и Александр Матросов. Первый был тяжело ранен при подходе к огневой точке противника, и Матросову пришлось самостоятельно выполнять задачу по уничтожению окопавшегося врага. Вжавшись в землю, он умудрился обойти фашистский огневой пункт от бедра. В сторону бункера полетели две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только батальон поднялся для продолжения атаки, немецкий пулемет ожил. Мгновенно оценив обстановку, девятнадцатилетний Александр толчком добрался до укрепления противника и своим телом прикрыл лазейку, извергая смерть.
Таким образом, ценой своей жизни он позволил своему подразделению продвинуться вперед и спас жизни многих своих товарищей. Его поступок постоянно укоренился в русском языке как понятное всем выражение: «подвиг Матросова».
Александр Матросов был далеко не единственным, кто совершил такой самоотверженный поступок в годы Великой Отечественной войны — более 400 человек совершили аналогичные подвиги.
Андрей Корзун
Андрею Корзуну в 41-м исполнилось тридцать. Его сразу же зачислили на фронт, отправив к артиллеристам. Корзун участвовал в страшных боях под Ленинградом, во время одного из которых был тяжело ранен. Это было 5 ноября 1943 года. Упав, Корзун заметил, что склад боеприпасов загорелся. Пожар нужно было срочно потушить, иначе взрыв огромной силы грозил унести много жизней. Каким-то образом истекающий кровью и от боли наводчик пополз на склад. У наводчика не было сил снять пальто и бросить его в огонь. Затем он накрыл огонь своим телом. Взрыва не произошло. Андрей Корзун не выдержал.
Покрышкин Александр Иванович
21.02.1913 — 13.11.1985
Второй по результативности пилот-ас среди пилотов стран антигитлеровской коалиции (первым был Кожедуб). В годы Великой Отечественной войны лично уничтожил 59 самолетов противника и 6 в составе группы, совершив 650 боевых вылетов.
Александр Покрышкин родился в 1913 году в Томской губернии. Еще в детстве он страстно мечтал об авиации, к счастью, это было моментом его начала. Поэтому неудивительно, что, когда он пошел добровольцем в Красную Армию в 1932 году, он получил отсрочку от учебы в летном училище.
В 1934 году он уже был авиационным техником. Но непреодолимое желание летать не отпускало молодого техника, сделавшего все, чтобы его мечта осуществилась. В 1936 году он начал изучать летное мастерство в аэроклубе, а в 1938 году втайне от начальства за полмесяца прошел годичную программу гражданского пилота, после чего получил отсрочку для учебы в военно-авиационном училище.
Старший лейтенант Покрышкин встретил начало Великой Отечественной войны в должности заместителя командира отряда. 26 июня он одержал свою первую победу в воздушном бою. В конце 1941 года он совершил около двухсот боевых вылетов, уничтожив три самолета противника (два лично и один в составе группы) и множество наземных целей.
Но наиболее ярко Покрышкин проявил себя в качестве летчика-аса и мастера тактики в 1943 году — это был самый продуктивный год для героя, уничтожившего 38 самолетов противника. Только в апреле 1943 года он уничтожил 10 фашистских самолетов. В мае он уже уничтожил 12 немецких самолетов. В бою он вел себя смело и грамотно, взяв на себя самую сложную задачу — уничтожение немецкого вождя. Как правило, это расстраивало оставшихся немецких летчиков и заставляло их срочно отступать на базу.
Скрупулезный Покрышкин не мог довольствоваться только своими обязанностями летчика-истребителя и постоянно пытался совершенствовать тактику воздушного боя, записывая свои идеи с подробным анализом сражений в специальный блокнот. Он разработал тактические приемы, такие как «высокая скорость» и «кубанская этажерка». В ходе боев Покрышкин обучил целую плеяду военных летчиков, многие из которых впоследствии стали настоящими адами военной авиации.
Приступив к боевым действиям с первого дня Великой Отечественной войны, Александр Иванович совершил последний полет 30 апреля 1945 года. Всего за войну совершил 650 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев. Лично сбил 59 фашистских самолетов, в группе уничтожил 6. Командование высоко оценило заслуги героя: в 1944 году он стал первым трехкратным Героем Советского Союза.